Главная

биография

деятельность

документы

сми

фото

ссылки

обратная связь

 

А если бы у Гитлера было ТВ?

 

9 Мая, вся семья у телевизора, на экране - Вечный огонь у могилы Неизвестного солдата, торжественный и скорбный голос диктора: «Работают все радиостанции Советского Союза. Смотрите и слушайте Москву! Наступает минута молчания».

С тех пор многое изменилось. 9 Мая в одно и то же время все центральные телеканалы и крупнейшие радиостанции России транслируют общую программу «Светлой памяти павших». И одновременно во всей стране наступает минута молчания. В этом году в совместную акцию телевизионщиков России включились и новые дециметровые каналы, недавно появившиеся в Москве.

В самой программе почти все осталось неизменным — разве что в текст поминальных слов добавились слова о пострадавших в той войне представителях всех религиозных концессий да об узниках сталинских и гитлеровских лагерей — многочисленных жертвах войны.

Телевидение на редкость достойно отмечает День Победы — демонстрацией прекрасных фильмов, исполнением замечательных песен и даже сокращением по случаю святого праздника объема рекламы. Первый и второй каналы специально к Дню Победы подготовили межпрограммные заставки в стиле лучших мини-фильмов «Русского проекта», заменив ими традиционные рекламные блоки. Бели телевидение способно хотя бы и на пару дней поступиться коммерческими интересами ради уважения памяти погибших и признательности подвигу живых, значит, у нас не такое уж беспринципное и аморальное телевидение, как принято считать.

В преддверии праздника ОРТ в течение нескольких дней демонстрировало документальный цикл Елены Лецкой, посвященный судьбам советских разведчиков, работавших в 30— 40-е годы в странах Западной Европы. В сравнении с этими судьбами меркнет и сам Штирлиц — впрочем, все двенадцать серий о нем, показанные 10 мая каналом ТВ-6 в режиме нон-стопа, - тоже акция и тоже подарок зрителям. Документальные фильмы Елены Лецкой «Кент и Маргарита», «Неженская роль» смотрятся ничуть не менее увлекательно чем «Семнадцать мгновений весны». А горечи после их просмотра намного больше. Брежнев, как известно, после «Семнадцати мгновений весны» приказал разыскать Штирлица и наградить его Звездой Героя. Герои фильмов Лецкой — Анатолий Гуревич и Мария Полякова — жили до глубокой старости в полной безвестности. Меж тем это они добывали для страны ценнейшие сведения о военных планах Германии. Анатолий Гуревич — Кент — фактически содержал на средства предприятия, президентом которого был в Брюсселе, всю резидентуру Западной Европы. Вычисленный гестапо, провел месяцы в застенках, потом вел двойную игру, сумев завербовать на свою сторону высокопоставленных гитлеровских военных. А еще была любовь, которую ему потом припомнили на Лубянке, и рождение сына Мишеля, который долгие годы ничего не знал об отце. И, конечно же, тюрьма и лагерь вместо Звезды Героя.

Мария же Полякова — нелегал с 24 лет — тюрьмы и лагерей избежала, но лишь к концу жизни сумела выхлопотать себе военную пенсию. Одним орденом ее, правда, наградили — за добытые чертежи новой пушки, которую немцы впервые использовали в Испании. Авторы фильма успели снять ее живой — 7 мая 1995 года она умерла, не дожив двух дней до пятидесятилетия Победы.

В фильме Елены Лецкой, помимо живых съемок живых героев, — уникальные кино- и фотокадры, рассказывающие об участниках «Красной капеллы» — десятках отважных людей из разных стран Западной Европы, самоотверженно и бескорыстно помогавших СССР в борьбе с фашизмом. И у всех примерно одна участь — смерть в застенках или жизнь, полная мучений, в знак «благодарности» СССР за их беспримерный подвиг.

А канал НТВ 9 Мая показал несколько боевых сборников военных лет. Особенно запомнился небольшой фильм под названием «У старой няни». Заброшенный на советскую землю немецкий диверсант, закопав парашют, пробирается в дом, где живет его старая няня... В комнате спит внук няни пионерского возраста, но это только кажется, что он спит. На самом деле пионер не дремлет и видит, как, переодеваясь, неожиданный гость прячет в изголовье его кровати пистолет и прочие шпионские снасти. Дождавшись подходящего момента, внучок утягивает пистолет под одеяло. Шпион, поняв, что разоблачен, кидается на пионера. В этот момент в комнату уже врываются наши, призванные смекалистой старушкой. Бдительные бабушка с внуком получают благодарность милиционеров.

С той поры бдительность в крови многих наших людей. Вот, Владимир Вольфович, к примеру. Хоть и родился уже после войны, а чуть кто подозрительный - так хвать и до выяснения личности, Правда, времена и враги меняются, так что мерещатся ему не немецкие шпионы, а чеченские террористки с микрофонами, которые он - у страха глаза велики -принимает за гранаты.

Сюжет схватки матерого вождя ЛДПР с юной журналисткой. Это действительно надо умудриться: в святом месте, в святые для страны дни затеять такое безобразие! Теперь, надо полагать, Жириновский громче других своих коллег по Думе будет требовать защиты от распоясавшихся журналистов и ограничений на их свободу. Кстати, после одного из моих недавних обзоров, где я приводила различные примеры пошлости, в том числе и в публичных поступках политиков, пресс-служба ЛДПР прислала в редакцию протест: дескать, «демократы» всячески пытаются подколоть их шефа, вот и обозреватель И.Петровская непонятно с чего вспомнила снимки В.В.Жириновского в трусах — кто сказал, что сниматься в трусах предосудительно, что это за «вздорная вспышка, достойная викторианской старой девы»?

Специально для пресс-службы ЛДПР поясняю: во-первых, я давно не дева и уж тем более не викторианская. Сниматься в трусах в непристойной позе для «Плейбоя» ничуть непредосудительно — для фотомодели или для экстравагантной поп-звезды. Для политика же, претендующего на пост президента: России, такая съемка - нонсенс. Президент России, хотя бы и потенциальный, не может позволить себе возлежать полуголый, непристойно раскорячившись на глазах своего электората. Эта поза и есть его отношение к своему электорату и вообще к населению страны, отличающемуся в силу определенных традиций стыдливостью и целомудрием.

Но те трусы и та поза безусловно меркнут по сравнению с дракой у стен Кремля в преддверии Дня Победы! Если он, будучи депутатом, позволяет себе журналисток в машины заталкивать и операторам лица разбивать, то, став президентом, может и ножичком полоснуть?

Что бывает, когда к власти приходят психопаты, мы видели всю минувшую неделю в кадрах военной хроники. Известный канадский ученый Маршалл Маклюэн однажды заметил: если бы во времена Гитлера было телевидение, он бы никогда не пришел к власти. Ученый имел в виду разоблачающие, «рентгеновские» свойства телевидения, благодаря которым зрители заранее распознают «героев» и «злодеев» и делают свой осознанный выбор. Увы, опыт Жириновского опровергает точку зрения канадского ученого. Если бы во времена Гитлера и было телевидение, то не исключено, что именно оно привело бы Гитлера к власти. Потому что телевидение обожает все, что блестит, а большая часть зрителей во всех странах с легкостью клюет на дешевую демагогию экстравагантных мерзавцев. Если бы в начале пути «сына юриста» его бы не заметило телевидение, то этот любитель сражаться с женщинами сегодня в лучшем случае был бы мелким депутатом, прошедшим в Думу по списку. Но он ныне один из ведущих политиков России.

Бойкот Жириновского, к которому призвали СМИ Союз журналистов России и Фонд защиты гласности, — дело хорошее и для острастки не помешает. Только боюсь, что не смогут некоторые коллеги удержаться. Сотворит наш «герой» чего-нибудь эдакое — и ринутся к нему с камерами да микрофонами охочие до жареного. Вот НТВ — молодец. После плескания соком в прямом эфире на НТВ постановили — Жириновского в серьезные программы не звать. И не позвали даже во время выборов — ни в «Итоги», ни в «Герой дня». В информационных программах кое-что по мелочи дают. Больше — ни-ни. И никакая это не цензура — нормальная социальная гигиена, защищающая общество от того, что, во-первых, противно, а, во-вторых, опасно. Были в истории прецеденты.

 

О проекте

English version

 

Hosted by uCoz